Уважаемые работодатели!

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, одним из которых является установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.

Согласно статье 1 Закона Рязанской области от 12.04.2011 № 26-ОЗ «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области»:

Ø    квота - минимальное количество рабочих мест (в процентном соотношении от среднесписочной численности работников организаций) для приема на работу граждан, определенных Законом Рязанской области от 12.04.2011 № 26-ОЗ «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области», которые работодатель обязан выделить или создать за счет собственных средств, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории;

Ø    квотирование рабочих мест - выделение или создание работодателем за счет собственных средств рабочих мест для трудоустройства граждан, определенных Законом Рязанской области от 12.04.2011 № 26-ОЗ «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области», в соответствии с установленной квотой;

Ø    специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Законодательство о квотировании рабочих мест для приема

на работу инвалидов

Ø    Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статьи 21, 22, 24);

Ø    Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-I   «О занятости населения в Российской Федерации» (статья 25);

Ø    Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 5.42, 19.7);

Ø    Закон Рязанской области от 12.04.2011 № 26-ОЗ «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области»;

Ø    постановление Правительства Рязанской области от 12.02.2014  № 30 «Об утверждении Порядка представления работодателями информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства отдельных категорий граждан на территории Рязанской области в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу отдельных категорий граждан»;

Ø    постановление Правительства Рязанской области от 09.07.2009 № 180 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов».

Размер квоты для приема на работу инвалидов

В соответствии со статьей 3 Закона Рязанской области от 12.04.2011          № 26-ОЗ «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области»:

Ø    работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду, в размере 3 процентов среднесписочной численности работников;

Ø    работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду, 2 процента от среднесписочной численности работников.

Согласно постановлению Правительства Рязанской области от 09.07.2009 № 180 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов» для каждого предприятия, учреждения, организации установлено минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты, которое поставлено в зависимость от количества квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и составляет:

Ø    от 2 до 10 - одно специальное рабочее место для трудоустройства инвалида;

Ø    от 11 до 20 - два специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов;

Ø    от 21 до 100 - три специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов;

Ø    более 100 - четыре специальных рабочих места для трудоустройства инвалидов.

Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников. При получении дробного значения расчет количества квотируемых рабочих мест производится путем округления до целого значения в сторону уменьшения.

Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики (указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников»).

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» при исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или результатам специальной оценки условий труда.

Трудоустройство инвалидов осуществляется работодателями как по направлению органов службы занятости населения, так и самостоятельно.

Трудоустроенными считаются инвалиды, оформившие трудовые отношения с работодателем в соответствии с трудовым законодательством.

Если работодателями являются общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, данные работодатели освобождаются от соблюдения установленной квоты для приема на работу инвалидов (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Права работодателей

Ø    Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Ø    Работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление органов службы занятости.

Ø    Работодатели имеют право получать от органов службы занятости бесплатную информацию о положении на рынке труда.

Ø    Работодатель имеет право обжаловать действия органа службы занятости в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законом порядке.

Обязанности работодателей в области квотирования

рабочих мест для инвалидов

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

Ø    создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах;

Ø    создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида;

Ø    предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

Работодатели, которым установлена квота для приема на работу инвалидов, ежемесячно представляют в центры занятости населения по месту нахождения работодателя (формы и сроки представления информации определены постановлением Правительства Рязанской области от 12.02.2014       № 30):

- информацию о наличии свободных рабочих мест, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для трудоустройства инвалидов - не позднее 10 числа текущего месяца;

- информацию о выполнении квоты, установленной Законом Рязанской области от 12.04.2011 № 26-ОЗ «О квотировании рабочих мест для отдельных категорий граждан на территории Рязанской области», - не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

Работодатель в течение месяца с момента принятия локальных нормативных актов, содержащих сведения о рабочих местах, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой, а также о внесении изменений в указанные акты, представляет информацию об их принятии (с приложением копий актов) в центр занятости населения по месту нахождения работодателя.

При приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости населения, работодатель в пятидневный срок возвращает в орган службы занятости населения направление с указанием дня приема гражданина на работу.

В случае отказа в приеме на работу гражданина, направленного органом службы занятости населения в счет установленной квоты, работодатель делает в направлении органа службы занятости населения отметку о дне явки гражданина и причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

Увольнение работника, трудоустроенного в счет квоты, осуществляется с обязательным уведомлением органа службы занятости населения по месту нахождения работодателя в десятидневный срок с момента увольнения работника.

Рабочие места, в том числе специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, считаются созданными или выделенными, если работодателем в установленном порядке представлена информация в органы службы занятости населения о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов либо о выполнении квоты.

Квота для приема на работу инвалидов считается выполненной, если на все рабочие места, в том числе на специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, созданные или выделенные работодателем в соответствии с установленной квотой, трудоустроены инвалиды.

Ответственность работодателей за неисполнение норм законодательства в области квотирования рабочих мест для инвалидов

Ø    Неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (часть 1 статьи 5.42 КоАП РФ).

Ø    Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей (статья 19.7 КоАП РФ).

Ø    Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 19.5 КоАП РФ).

Осуществлении государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов

Полномочия министерства труда и занятости населения Рязанской области по осуществлению государственного контроля (надзора) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты предусмотрены статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», подпунктом 44 пункта 1 раздела III «Полномочия министерства» Положения министерстве труда и занятости населения Рязанской области, утвержденного постановлением Правительства Рязанской области от 30.01.2013 № 10, а также постановлением Правительства Рязанской области от 29.12.2012 № 416 «О центральных исполнительных органах государственной власти Рязанской области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)».

Проверки в отношении работодателей проводятся в соответствии с требованиями:

Ø    Федерального закона от 26.12 2008 № 294-ФЗ«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (на основании ежегодного плана проверок, согласованного с прокуратурой Рязанской области);

Ø    постановления министерства труда и занятости населения Рязанской области от 19.11.2013 № 22 «Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции «Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов».

По итогам проверки составляется акт, при выявлении нарушений выносится предписание, составляется протокол об административном правонарушении.

Перечень должностных лиц министерства труда и занятости населения Рязанской области, уполномоченных осуществлять проверки, выдачу обязательных для исполнения предписаний, составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом министерства труда и занятости населения Рязанской области от 09.09.2016 № 328                    «О мерах по исполнению постановления Правительства Рязанской области от 12 марта 2008 г. № 58 «Об установлении перечня должностных лиц министерства труда и занятости населения Рязанской области, осуществляющих региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, регистрацией инвалидов в качестве безработных, обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения, за исключением государственных гарантий в части социальной поддержки безработных граждан».